Эксперимент
по реализации гендерного образования в Кадетской школе
города Южно-Сахалинска
Директор
Кадетской супер-школы[1]
Мойсак Элена Федоровна
1. Модернизация школьного обучения,
переход к личностно ориентированной модели взаимодействия заставляют
преподавателей средних и высших педагогических заведений учитывать
образовательные потребности личности школьников. Поскольку личность является
категорией половой принадлежности, то настоящие приоритеты в образовании
открывают перспективы возрождения и развития на современном уровне
дифференцированного подхода к организации и обучения и воспитания детей разного
пола. Гендерный подход в любой сфере предполагает, что различия в поведении
и воспитании мужчин и женщин определяются не
столько их физиологическими, биологическими, анатомическими особенностями, сколько социально-культурными факторами. Согласно
статистическим данным в нашей школе мальчики составляют на первой ступени от 60
% до 66%,на второй ступени – от 70% до 75%, на третьей -65%, в целом по школе
70% мальчики. Поэтому, планируя и осуществляя становление и развитие кадетского
образования и воспитания в школе, мы не могли не учитывать в своей
педагогической деятельности особенностей взросления мальчиков.*
В школу принимали всех желающих до 100 человек в год, при этом часть
поступивших стояли на различных формах учета.
2. Противоречие: результаты обучения не
соответствовали ожиданиям и приложенным усилиям.
3.Вопрос: Почему?. Что с этим делать?
|
||||||
|
|
|||||
4. Пути решения проблемы
4.1 Накопление информации: печатные источники, интернет,
командировки и т.д.
4.2 Трансляция информации:
-психологическое просвещение
-педагогические чтения
-обучающие семинары для учителей и воспитателей
-Педагогический совет «Учет особенностей взросления
мальчиков в кадетском образовании»
4.3 Разработка программы «Гендер в кадетской школе»
5. Создание гендерных
классов в параллели 8 классов : два восьмых класса школы были сформированы в
2006-07 году, один из них составили мальчики, второй – девочки. Основная идея гендерного подхода в образовании - в учете специфики воздействия на развитие мальчиков и девочек всех
факторов учебно-воспитательного
процесса (содержание, методы
обучения, организация школьной
жизни, педагогическое общениеи т.д.) Основной формой
преподавания осталась классно-урочная. Инновационными стали приемы и
методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных
особенностей развития, социализации и формирования личности. В
соответствии с задачей максимально возможного учета в обучении психофизиологических особенностей мальчиков и
девочек были выработаны и апробированы специфические приемы и методы работы на
уроках. Психологическое
сопровождение В течение
всего периода проводимого эксперимента и до его начала осуществлялось
психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. До начала обучения
у детей выявлялся уровень их познавательной активности и познавательного
развития, состояние внимания, работоспособность, память, мотивация к обучению, общий кругозор, особенности
эмоционально- волевого реагирования, уровень психического развития и
здоровья. В течение учебно-воспитательного процесса
осуществлялся мониторинг динамики познавательного развития, структура
взаимоотношений как внутри раздельных классов, так и между ними, эмоциональное
благополучие, уровень тревожности, структура мотивации учебной деятельности,
некоторые личностные особенности.
Основные принципы гендерной модели образования
1. Демократичность. При гендерном подходе в обучении
мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний и участие в
общественной жизни школы ; они не
противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских
отношений.
2. Природосообразность. Признание личностного
равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и
физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности. Признание этих
различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной
реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и во
внеучебной деятельности.
3. Соответствие требованиям времени. При гендерном
подходе к обучению особенно актуальным является единство действий учителя и
родителей ребенка. Данное положение требует взаимодействия с семьями учащихся
для согласования целей, задач воспитания и обучения на основе единства
действий, требований и уважения ребенка как представителя своего пола, как
личности, соблюдения его прав как человека (Международная конвенция Прав
ребенка).
6. Результаты
6.1. В учебной деятельности:
Мальчики
|
Девочки
|
|
Нет
спины, за которую можно спрятаться.
|
Равные
среди равных
|
|
Отсутствие
заинтересованных зрителей «девочек» для демонстрации «взрослого» поведения
|
Возможность
к самораскрытию в учебном процессе
|
|
При
отсутствии отвлекающего фактора произошло переключение на учебные виды деятельности
|
Сформировалась
атмосфера сотрудничества и взаимовыручки.
|
|
Повышение
учебной мотивации и как следствие повышение результатов учебной работы
|
Перестали
бояться казаться «смешными», что актуально в этом возрасте
|
|
Появилось
поле для соревновательности (соперничества)
|
Доверительные
отношения с учителями –женщинами. (учитель - подруга)
|
|
Изменилось
отношение к женщинам –преподавателям, стали проявляться мужские черты.
|
|
|
Мальчикам
задаются более сложные вопросы, требующие работы мышления, а не только памяти,
анализируются их ответы, учителя вступают с ними в
учебный диалог.
|
|
|
Создание ситуации успеха, повышение
уровня притязаний.
|
||
Учителя
|
||
Появилась
возможность увеличения темпа урока, следовательно, объем изучаемого материала,
увеличилось время на его отработку и закрепление
|
Размеренный
темп урока и предъявления нового материала с достаточным количеством
повторений для лучшего его усвоения. При этом объем и разнообразие нового
материала дозировались, использовались и типовые задания, облегчающие манипулирование
ранее полученными знаниями
|
|
Использование
других подходов при преподавании предметов: физическая культура, НВП,
|
Использование
других методов и форм подачи учебного материала: эмоциональность, подробные
повторения, пересказы,переписывание,детализирование, запоминание
|
|
Обязательным
было разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач с
большим количеством логических заданий и минимальным повторением пройденного
материала. Работа на уроке строилась в режиме поисковой активности с акцентом на
самостоятельность принимаемых решений. Формулирование правил, выявление
закономерностей и осмысление теоретического материала проводилось после
практической работы, то есть через опыт. Оценка полученных результатов в дискуссиях, то есть вербальных результатов,
могла быть положительной или отрицательной, но обязательно конкретной и
конструктивной.
|
Обязательным
на уроках в классах девочек было использование большого
количества наглядного материала, продуктивным – обучение
с опорой на зрительную память. Групповые формы работы также были
эффективными, но акцент должен быть сделан на взаимопомощь. Любая выполненная
работа девочек требовала эмоциональной оценки с обозначением перспективы.
|
|
Отсутствие неосознанного предпочтения либо мальчикам,
либо девочкам. преодоление
формализма в обучении и воспитании, поворота к интересам и потребностям конкретного
ребенка, к умению видеть, слышать и понимать его своеобразие, индивидуальные
и возрастные особенности вне зависимости от пола.
|
||
6.2 Познавательное развитие
Познавательное развитие, память, внимание, мышление
на момент окончания учебного года оказалось выше, чем в смешанных
классах.
Эмоциональная сфера
Уровень эмоциональной напряженности и
тревожности в экспериментальных классах определен как
относительно благополучный у 79% у
мальчиков и 82 % девочек, в то время как
в смешанных классах этот
показатель был значительно ниже – только
у 53 % и 47% соответственно.
Мотивационная сфера
Исследование структуры мотивации ( в данном случае к школьной деятельности и обучению ) показало, что в
условиях раздельного
обучения у 80% мальчиков и 86 %
девочек преобладают мотивация содержанием и процессом обучения.
Личностные качества
Раздельное обучение
положительно сказывается и на оценке учителями личностных качеств
учащихся, особенно мальчиков. Они оцениваются как более готовые к деятельности,
более уверенные в себе, доверчивые и доступные контакту с
учителем, более спокойные и старательные, настойчивые. Среди них, по мнению
учителей, больше детей проявляют себя как лидеры. Этот факт, по-видимому,
связан с большей комфортностью раздельного
обучения в целом. Так мальчики ощущают себя более
понятыми учителем, чем при обучении в
смешанном классе, у них отсутствует факт сравнения себя и своих
достижений с девочками. Это, в свою очередь, уменьшает отрицательную
самооценку, часто преобладающую у мальчиков
в совместном классе.
Опыт
работы обобщен на областной
научно-практической конференции в 2009 году. Некоторые итоги работы школы были
подведены в 2008 году и опубликованы в журнале «21 век Образование»
Комментариев нет:
Отправить комментарий